МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Проблемы отходов в мегаполисах

18 апреля 2011 г.

Мы все являемся активными потребителями, потребляя всевозможные товары, услуги, хотя порой мы жалуемся на плохую жизнь, ежегодно в нашем обществе растёт уровень потребления.

Если раньше мы приобретали вещи и товары по мере необходимости, то сегодня мы это часто делаем ради самой процедуры покупки. В прежние времена другим было и качество товаров. Современная бытовая техника недолговечна, срок её службы 5-10 лет, тогда как бытовые приборы советского производства холодильники, телевизоры могли успешно работать до 30 лет. Современные производители сокращают срок службы своих товаров намеренно, так как в противном случае они просто потеряют рынок сбыта.

В связи с этим возрастает проблема увеличения объёмов отходов.

По статистике в России ежегодно объёмы отходов увеличиваются на 15%, что составляет около 400 млн. тонн. Все отходы традиционно делятся на две категории: производственные и бытовые ТБО. К бытовым относятся пищевые отходы, полимеры, стекло, бумага.

Относительно промышленных отходов, то к их производителям предъявляются довольно жесткие требования по утилизации. Что касается бытовых отходов, то такие требования отсутствуют, так как производителями ТБО являются потребители - мы с вами. Данная ситуация нормальной не является, отвечать за утилизацию должны либо сами потребители, в виде платежа входящего в стоимость приобретённого товара, либо его производители, либо государство. Для всех крупных городов мира проблема ТБО является общей, однако наша страна к её решению оказалась не готова.

Поскольку в странах Европы общество потребления сформировалось гораздо раньше, над проблемой утилизации и переработки отходов там работают довольно давно, используя комплексный подход в решении данной проблемы.

В России же до сих пор основным методом решения проблемы является захоронение твёрдых бытовых отходов на мусорных полигонах, то есть, проще говоря, на свалках.

Москва ежегодно производит около 25 млн. тонн разного рода отходов, из которых на долю медицинских отходов приходится около 250 тысяч тонн, 2,3 млн. тонн строительные и 1,8 производственные отходы. На коммунальные отходы приходится порядка 5,7 млн. тонн, из них 1,1 млн. тонн крупногабаритные отходы, 2,9 млн. тонн твёрдые бытовые отходы. Вклад жилищного сектора столицы около 75% от всего коммунального мусора.

При этом, различной переработке подвергается около 60% промышленных отходов и лишь 10% бытовых отходов. Весь остальной объём отходов вывозится на мусорные полигоны. Средняя площадь такого полигона 50-60 га. Большинство полигонов возникло стихийно - в котлованах, оврагах, заброшенных карьерах, экологические требования при этом, естественно, не учитывались. Например, свалка, называемая полигоном "щербинка", на которой имеются радиоактивные отходы, находится всего в трёх км. от подмосковного Подольска. Полигон " левобережный" расположен в 750 м. от микрорайона, с тем же названием, города Химки, а полигон "Павловский" находится в санитарно-защитной зоне Истры.

На сегодняшний день эти свалки закрыты, старые отработанные полигоны обычно покрывают слоем грунта толщиной 1 метр. Средний срок эксплуатации полигона не превышает 3-4 лет. Так, 10 полигонов Московской области уже исчерпали срок эксплуатации: "Павловское", "Каргашино", "Жирошкино" и ряд других. Но, к сожалению, с закрытием проблемы полигонов не исчезают, поскольку, зарытый в земле мусор загрязняет почву, продукты его разложения попадают в грунтовые воды. Проблема, таким образом, буквально зарывается в землю, считается, что земли у нас достаточно и можно без особого ущерба открывать новые мусорные полигоны.

На сегодняшний день в Московской области насчитывается около 80 действующих полигонов ТБО, их общая ёмкость оценивается в более чем 5 млрд. тонн отходов, Количество же крупных несанкционированных свалок превышает количество официальных примерно в 3 раза, их суммарная площадь около 2 тысяч га. По оценкам Московского и областного УБЭП объём оборота денег в теневом "мусорном" бизнесе достигает 1 млрд. долларов в год.

В развитых странах, в отличие от России, давно внедрена практика рециклинга (возвращение в оборот). Рециклинг подразумевает не только переработку отходов во вторичное сырьё, кроме того, это ещё и основа системного подхода к решению проблемы. Например, для многих штатов США является нормой взимание платы при захоронении отходов, а устраивать новые открытые свалки в США запрещено законом. Сжигание и захоронение отходов с соблюдением всех экологических требований становится значительно дороже их переработки. Кроме того, строго запрещается захоронять старые аккумуляторы. В большинстве штатов приняты законы, которые обязывают каждый округ внедрять рециклизацию определённой части отходов. В случае не исполнения закона округ теряет право на финансирование из бюджета штата.

Аналогичные законы действуют и в Европе. В Германии согласно закону об экономическом рециклинге действует программа, которая регламентирует формирование правовых инструментов рециклинга. Эта программа определяет стандарты и нормы, способы маркировки компонентов отходов, а также обеспечивает контроль за их транспортировкой на предприятия переработки. Кроме того, этот закон даёт стимул производителю снижать количество мусора уже при проектировании продукции.

Утилизация отходов в Москве имеет свои характерные особенности, например, в Париже существует 13 мусоросжигательных заводов, а в столице России таких заводов всего 4. Была разработана программа строительства ещё одиннадцати заводов, но она была свёрнута. Под предлогом протестов общественности и организаций "зелёных" от строительства дорогостоящих предприятий отказались, взамен была предложена идея гидросепарации. Завод по гидросепарации мусора будет построен на основе концессии. Технология гидросепарации такова: поступающие на переработку отходы делят на три фракции - металл, стекло, бумагу, затем отходы перерабатываются, либо во вторсырьё, либо в удобрения или их превращают в энергию, необходимую для работы самого завода. Проектная мощность предприятия - 350 тысяч тонн отходов в год. Построен он будет в промзоне "Руднево", на востоке столицы. Тендер по условиям строительства намечен на первую половину 2011 Г.

Ввод в эксплуатацию, к сожалению, не сможет решить проблему полностью, поскольку проектная мощность завода, как было сказано выше, всего 350 тысяч тонн, а московский коммунальный сектор ежегодно производит 2,9 млн. тонн мусора, к тому же, имеется стойкая тенденция к увеличению объёмов ТБО, примерно на 15% в год. Путём несложных расчётов можно определить, что для кардинального решения проблемы столице необходимо иметь, как минимум, 10 таких заводов.

В России комплексный подход к решению проблемы отходов просто жизненно необходим, поскольку расширение площадей мусорных полигонов грозит будущими нарушениями экологического равновесия, а предложения о строительстве одиннадцати мусоросжигательных заводов в столице, так и остались предложениями. Постройка одного завода гидросепарации проблему кардинально не решит. С ростом жизненного уровня увеличивается и объём бытовых отходов, а значит, откладывая эту проблему на будущее, мы рискуем заплатить за её решение гораздо большую цену.

Источник: http://www.saveplanet.su