МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Будущее за биоэнергетикой

3 апреля 2011 г.

Рапс

Ископаемые ресурсы, которые помогают человеку, обеспечивая его теплом, светом и возможностью быстро и комфортно передвигаться из пункта А в пункт Б, к сожалению, не безграничны, а следовательно, цена на нефть газ и их производные будет постоянно расти, недалёк тот день, когда человеку придётся искать новые, более дешёвые энергоносители.

Нам всем приходилось слышать о биотопливе. В принципе человечество давно с ним знакомо, те же дрова это самое настоящее биотопливо, а если быть более точным, то дрова - твёрдое биотопливо. Помимо твёрдого, существует ещё и жидкое биотопливо, например, спирт этанол. О дровах редко вспоминают, когда говорят о биотопливе, это и неудивительно, потому как активное внедрение нового топлива, прежде всего, связано с перспективами автомобильного транспорта.

Перспективы, надо сказать, вполне реальны, потому что уже сегодня можно оценить в современных условиях предлагаемые технологии. Одной, из активно развивающихся сегодня технологий, является разработка дизельного двигателя, работающего на рапсовом масле. Основное преимущество рапсового масла перед обычной "соляркой", низкий уровень токсических выбросов в окружающую среду. Помимо рапсового, возможно использование соевого, подсолнечного и пальмового масел. Также ведутся исследования, цель которых адаптировать автомобиль под топливо, производимое из отработанного пищевого масла. Чтобы двигатель мог работать на масляном биотопливе, необходимо специально подготовленное масло. Процесс подготовки масла называется переэтерификацией, продуктом данного процесса являются эфиры, например, продуктом переэтерификации рапсового масла становится метиловый эфир.

Другое, активно развивающаеся направление внедрения биотехнологий - создание топлива, называемого на западе flex-fuel. Этот вид топлива имеет обозначение "E", число, следующее за буквой, указывает на процентное содержание в топливе спирта этанола (например, E85), причём, в разных странах используется топливо, имеющее разное соотношение смеси этанола и бензина. В Дании и Таиланде распространён flex-fuel марки E10,а в Бразилии E20, E85 используется в Швеции и всё активнее в США. Надо сказать, что стандартный, неподготовленный бензиновый двигатель способен работать на E10, топливо E20, а тем более E85 для него не подходит.

Использование flex-fuel имеет определённые последствия для окружающей среды, в частности, рост вырубок леса для организации плантаций тростника, который используется для получения этанола, а также увеличение выбросов в атмосферу альдегидов и оксида азота, большее, чем фиксируется для "чистого" бензина. Однако, исследователи отмечают, сохранение в атмосфере количества диоксида углерода (углекислого газа), как следствие использования такого биотоплива, то есть альтернативы нефтепродуктов.

В процессе сжигания биотоплива в атмосферу попадает углекислый газ, который был поглощён растениями на сельскохозяйственных угодьях, теми растениями, которые являются сырьём для этанола, например, тот же тростник. При сжигании же нефтепродуктов в атмосфере появляются те молекулы углекислого газа, которых ранее не было в атмосфере, так как атомы углерода, входящие в его состав, до этого находились в недрах земли.

Учёным придётся провести ещё не одно исследование, чтобы оценить, какие выбросы несут большую угрозу окружающей среде.

На постсоветском пространстве, как впрочем, и в большинстве стран мира, ещё не начался более или менее организованный, официально декларированный переход на биотопливо. Однако, некоторые страны уже сейчас активно работают в этом направлении, бесспорными лидерами в этом вопросе являются США и Бразилия, американцы используют в качестве основного сырья для биотоплива кукурузу, надеясь, таким образом, снизить на ближайшее десятилетие растущий с каждым годом импорт нефти, а Бразилия использует для этой цели сахарный тростник.

В наши дни биоэнергетика только начинает своё развитие, но перспективы её развития огромны, ведь биотопливо имеет очень большие шансы занять в будущем прочное место среди основных энергоносителей, используемых человечеством.

Источник: http://www.saveplanet.su