МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Целевой фонд защиты природы - гарантированный минимум в деле охраны окружающей среды

26 ноября 2014 г.

Целевой фонд защиты природы - гарантированный минимум в деле охраны окружающей среды

В 70-80 гг прошлого века в связи с необходимостью выделения средств на природоохранные меры и разработкой системы платежей за загрязнение среды, впервые стал подниматься вопрос о создании специальных экологических фондов.

Анализ зарубежного опыта показывает, что использование подобных фондов позволяет целенаправленно распределять финансовые средства на реализацию экологических мероприятий.

Так, в США действует государственный фонд, используемый для компенсации правительственных затрат на реализацию неотложных мер и сокращение ущерба нанесенного природе и здоровью населения. С 1980 года в стране функционирует суперфонд, в рамках которого аккумулируются штрафы компаний за загрязнение среды. Специальные фонды создаются и на уровне штатов и направляются для финансирования мониторинговых наблюдений, исследований и природоохранных мероприятий.

В нашей стране платежи и штрафы за загрязнение поступают в бюджет и не предполагают использование на нужды природоохранной сферы, что обуславливает невозможность полноценного обеспечения финансирования природоохранных мероприятий. Чтобы повысить эффективность действующей системы платы за загрязнение среды, необходимо обеспечить их поступление в специальный внебюджетный фонд защиты природы, средства которого носят перераспределительный характер и могут расходоваться на реализацию:

• крупных природоохранных мер на отдельных предприятиях в случае невозможности их реализации за счет собственных средств;

• строительства, ремонта, реконструкции природоохранных объектов;

• научно - исследовательских проектов;

В России институт внедбюджетных экофондов не является новым. В 1992 году был создан Федеральный экологический фонд, однако уже с 2002 года все экологические платежи стали относится к налоговым доходам бюджетов. Основной причиной ликвидации фонда стали противоречия в бюджетном законодательстве. Соответственно распределение этих средств подчиняется главным образом экономическим вопросам, соответственно «природоохранные деньги» используются не только на экологические нужды.

Вероятно, в будущем, с развитием экономики целевой фонд защиты природы станет реальностью и его средства станут служить гарантированным минимумом для реализации экологических мероприятий и не смогут быть использованы на иные нужды.

Источник: http://www.saveplanet.su