МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Энергосбережение в бюджетной сфере: опыт и предложения по распространению эргосберегающих технологий

2 декабря 2009 г.

5.2. Предложения по стимулированию энергосбережения на объектах бюджетной сферы

Экономическая заинтересованность руководства объектов бюджетной сферы в рациональном использовании энергоресурсов - один из ключевых факторов для реализации потенциала энергосбережения в социальной сфере. Для этого необходимо разработать механизм (механизмы) использования средств, полученных от экономии ТЭР, для реализации новых энергосберегающих программ, а также для поощрения персонала.

5.2.1. Действующий порядок регулирования энергопотребления на объектах бюджетной сферы.

В настоящее время потребление электрической и тепловой энергии организациями, финансируемыми из федерального бюджета, осуществляется в соответствии с правилами лимитирования потребления электрической и тепловой энергии от 16.04.1998 г., разработанными Минтопэнерго.

Система лимитирования позволила упорядочить платежи за коммунальные услуги, но не стимулировала снижение потребления энергоресурсов. При постоянном внимании к определению и согласованию лимитов на потребление энергоресурсов их коррекция часто происходила и происходит в сторону увеличения.

Как показывает опыт, у руководителей объектов бюджетной сферы отсутствуют экономические стимулы к экономии энергоресурсов. Школы являются лишь пассивным потребителем электричества, воды и тепла. Счета за предоставленные коммунальные услуги оплачиваются вышестоящими организациями - управлениями образования. Оплата производится из местных (районных) бюджетов, в которые закладываются соответствующие расходы, основанные на устоявшихся (часто завышенных) лимитах потребления энергоресурсов. В результате становится типичным так называемое "выжигание" лимитов (например, с помощью мощных осветительных приборов, освещающих пришкольные территории круглые сутки), т.к. руководство школ опасается "урезания" выделяемых средств на оплату энергоресурсов в следующий отчетный период. По нашему мнению, существующая система лимитирования, основанная на среднестатистическом уровне потребления энергоресурсов, малоперспективна и должна быть скорректирована.

5.2.2. Пути оптимизации энергопотребления

На сегодняшний день известны успешные примеры усовершенствования системы лимитирования и расчетов оплаты энергопотребления.

Так, в челябинской области контроль за утверждением лимитов взял на себя с 1999 г. лично губернатор. Результатом работы по уточнению лимитов стало почти двукратное снижение потребления ТЭР к 2004 г. В области справедливо считают, что для нормального обеспечения объектов социальной сферы ТЭР необходим постоянный контроль за использованием бюджетных средств, предусмотренных на эти цели. Основу такого мониторинга, по мнению руководства области, составляет переход от планирования на основании лимитов по фактическому потреблению ТЭР за предыдущий отчетный период к планированию с применением показателей, характеризующих реальную потребность в ресурсах. Показатели включают занимаемую учреждением площадь, источник энергии, вид энергоресурса, нормативы потребления. Конкретные цифры и другие подробности можно найти на сайте www.energosber.74.ru. В области было также разработано положение о материальном стимулировании участников реализации программ энергосбережения в бюджетной сфере.12 Источник стимулирования - бюджетные средства, сэкономленные в результате выполнения энергосберегающих мероприятий. В зависимости от источника финансирования этих мероприятий объемы средств материального стимулирования составляют 10 - 50% от суммы сэкономленных бюджетных средств.

Томский региональный центр управления энергосбережением предложил универсальную методику на основе расчетно-нормативного метода, при котором объемы лимитов рассчитываются в том числе в зависимости от эффективности запланированных энергосберегающих мероприятий.13 Согласно методике, при расчете лимитов должны учитываться конкретные календарные данные, объемы каждого вида нагрузки и другие факторы.

В свердловской области постановлением правительства области от 15 апреля 2003 г. утвержден "Порядок установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для учреждений, финансируемых за счет областного бюджета, и контроля за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов". Согласно этому положению, при формировании заявки бюджетные учреждения используют данные "Энергетического паспорта организации", "Технического паспорта котельной", а также результаты мероприятий по энергосбережению.

Для ростовской области сотрудниками московского Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) разработано пять базовых механизмов стимулирования эффективного использования энергоресурсов: "Энергетические звезды", "Скользящий лимит", "Оплата по счетам", "Участие в экономии", "Профессиональное управление". При реализации механизма "Скользящий лимит" средства, полученные в результате экономии за счет реализации мер по энергосбережению, делятся между бюджетной организацией и бюджетом. Размер сэкономленных средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации на 3 года, постоянно сокращается, а доля бюджетного изъятия экономии, напротив, возрастает. Дополнительная экономия, полученная от реализации мер по энергосбережению, делится по той же схеме, т. е. бюджетная организация получает возможность систематически использовать для своих нужд часть средств, сэкономленных за счет постоянной работы по энергосбережению.

Для более активного вовлечения администраций образовательных учреждений в процесс рационализации тепло-, электро- и водопотребления интересна система внебюджетных возобновляемых фондов энергосбережения или резервов внутри соответствующих бюджетов (законодательство позволяет создавать подобный фонд в виде отдельного юридического лица или отдельного счета, например, администрации муниципального образования). Эти фонды могут формироваться за счет средств от экономии энергоресурсов (разница между выделяемыми и реально израсходованными средствами) или за счет перечислений энергоснабжающими организациями части стоимости (0,5 - 1%) отпущенной электрической и тепловой энергии, включенной в тариф.

При этом размер изначально выделяемых бюджетных средств на закупку топлива, электро- и водопотребление должен рассчитываться исходя из действующих лимитов с учетом инфляции и влияния других факторов. Важный момент - фонды энергосбережения могут работать по схеме "50 на 50", т. е. половина сэкономленных средств остается в бюджете, а вторая половина направляется в фонд или резерв для финансирования новых энергосберегающих мероприятий, материальной поддержки коллективов школ, отличившихся в рациональном использовании энергоресурсов, на покупку школьного оборудования и т. д.

Предлагаемая схема успешно работает как в России, так и за рубежом. Так, в Берлине в рамках проекта "Фифти/фифти" ("50 на 50"), который реализуется с 1996 г., школам разрешалось распоряжаться половиной средств, полученных в результате экономии, по своему усмотрению.

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>