Уроки гитары
 

МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Энергосбережение в бюджетной сфере: опыт и предложения по распространению эргосберегающих технологий

2 декабря 2009 г.

5. Предложения по реализации потенциала энергосбережения на объектах бюджетной сферы

5.1. Предложения по утеплению зданий

Утепление зданий предполагает разовые инвестиции, которые окупаются в течение первых лет. Опыт Минобразования по реализации федеральной программы "Энергосбережение Минобразования России" показал, что на 1 руб., вложенный в энергосбережение, в последующее пятилетие в бюджет возвращается 5 руб., получаемых за счет экономии на коммунальных плате-жах.10 Срок окупаемости бюджетных средств, направленных на закупку оборудования, составил, по опыту Минобразования, менее 1 года.

С целью реализации потенциала энергосбережения за счет утепления школьных зданий, в том числе по предлагаемой технологии (см. приложение), могут быть реализованы различные схемы, например, изложенные ниже.

1. Руководство районных управлений образования совместно с местными администрациями и органами законодательной власти разрабатывают инвестиционный проект по утеплению школ и других образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов. В расчетах можно использовать данные, приводимые в настоящем издании. Возврат средств осуществляется за счет экономии средств, полученной в результате утепления. При такой схеме крайне важно точно учитывать потребляемые ресурсы. Реализации подобной схемы может предшествовать демонстрационный проект на примере одного или нескольких объектов. Сам проект может осуществляться поэтапно в течение нескольких лет.

2. Согласно действующему российскому законодательству, затраты на целевые энергосберегающие мероприятия для юридических лиц могут быть существенно снижены (на величину тарифной скидки) путем заключения соответствующего договора между администрацией муниципального образования и Региональной энергетической комиссией (РЭК). В этом случае на период проведения энергосберегающих мероприятий, согласно утвержденной программе энергосбережения (обычно на 2 - 3 года), администрация (муниципальный орган или профильное управление администрации) получает скидку по тарифам на оплату тепло- и электроэнергии. Такие тарифы получили название тарифов экономического развития.

Высвобождаемых средств, как правило, достаточно для закупки энергосберегающих материалов, дополнительных расходных материалов, на закупку инструмента и оплату работы. Ниже приведен порядок установления (пересмотра) тарифов экономического развития.

- Величины тарифов экономического развития определяются (пересматриваются) РЭК исходя из необходимости компенсации отдельным потребителям экономически обоснованных затрат на выполнение мероприятий энергосберегающих проектов в составе утвержденных программ повышения энергоэффективности.

- По итогам проведения анализа экономических расчетов и экспертизы обосновывающих материалов РЭК определяет фактическую сумму средств, необходимых отдельным потребителям на цели финансирования мероприятий энергосберегающих проектов в составе утвержденных программ повышения энергоэффективности и сроки их выполнения.

- Параметры тарифов экономического развития (ценовые ставки, сроки их действия и др.) определяются РЭК путем снижения для отдельных потребителей величины номинальных тарифов энергоснабжающих организаций до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат (фактических сумм средств), необходимых для финансирования мероприятий энергосберегающих проектов с учетом сроков их выполнения.

- Тарифы экономического развития устанавливаются (пересматриваются) РЭК в пределах средств, включенных в тарифы энергоснабжающих организаций и предусмотренных на цели энергосбережения.

Недостатком данной схемы финансирования энергосберегающих мероприятий, по оценке ряда экспертов, является то, что формально, по закону, она может начаться только с начала года, т.е. в самые морозы, поскольку РЭК планирует тарифные скидки с начала финансового года. Кроме того, так как необходимые средства накапливаются постепенно ежемесячно на спецсчете, то их может не хватить на оперативные расходы, например, на закупку всех необходимых материалов.

Данную проблему можно решить на административном региональном уровне. Недостающие объемы финансирования можно получать из тех же бюджетных статей по схеме авансирования или бюджетного кредитования, согласно которой осуществляются затраты на теплоснабжение (закупка топлива для котельных, обслуживание и ремонт оборудования).

Важно отметить, что все эти затраты компенсируются в течение года или первых лет существенной экономией топлива и резкого снижения потребления электроэнергии на дообогрев, который используется в случае угрозы закрытия дошкольных и школьных объектов из-за пониженной температуры.

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>