НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Летательный Аппарат

- ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, любой аппарат, способный летать в земной атмосфере. Наиболее распространенным видом таких аппаратов является самолет, или аэроплан. Это аппарат тяжелее воздуха, у которого возможность летать зависит от наличия жестко закрепленных крыльев, создающих ПОДЪЕМНУЮ СИЛУ, КОГДА самолет движется благодаря ТЯГЕ, развиваемой двигателем. Тягу может обеспечивать пропеллер (воздушный винт), приводимый в движение поршневым двигателем или турбиной, либо выхлопные газы реактивной установки или ракетного двигателя. ПЛАНЕРЫ отличаются от самолетов только тем, что они не имеют двигателя и их полет полностью зависит от воздушных потоков. Основным компонентом корпуса самолета является фюзеляж, к которому прикреплены крылья и хвостовая часть. Двигатели могут быть расположены внутри крыльев либо подвешены под ними, но иногда их монтируют на фюзеляже ближе к хвосту или, как в некоторых военных самолетах, встраивают в корпус ближе к крыльям. Под фюзеляжем находится устройство, предназначенное для посадки самолета (шасси), снабженное тяжелым колесами и мощными амортизаторами, поглощающими силу удара. При взлете шасси полностью втягивается в крылья или фюзеляж. Конструкция крыльев зависит от типа самолета; у высокоскоростных истребителей крылья острые, часто убирающиеся или регулируемые, они создают минимальное сопротивление воздуха на высоких скоростях. Полной противоположностью им являются тяжелые грузовые самолеты, им нужны более широкие крылья для получения необходимой подъемной силы при взлете. Существуют так называемые треугольные крылья - они широкие и представляют собою расширение фюзеляжа; такая конструкция с аэродинамической точки зрения подходит и для больших, и для малых высокоскоростных самолетов. Самолетом управляет пилот, который регулирует положение заслонок и ЭЛЕРОНОВ на крыльях, а также рули высоты в хвостовой части. Изменение положения этих устройств приводит к изменению давления на различных участках профиля крыла (см. ВОЗДУШНЫЙ ПРОФИЛЬ), в результате чего самолет поднимается, опускается, наклоняется или поворачивается в воздухе. Пилоту необходимо знать показания многих приборов управления, к их числу относятся альтиметры, показывающие высоту, указатель горизонта, показывающий угол наклона, наземную скорость, скорость взлета или спуска и поворота. Двигатель и конструктивные элементы контролируются отдельным рядом приборов, датчиков и сигнальных ламп. РАДАРНЫЕ системы помогают ориентироваться, а АВТОПИЛОТ удерживает самолет на заданном курсе. В салоне поддерживается необходимое давление воздуха, что позволяет пассажирским самолетам летать на высотах, превышающих 10 000 м. см. также ДИРИЖАБЛЬ, АЭРОДИНАМИКА, ВОЗДУШНЫЙ ШАР, ВЕРТОЛЕТ.

Прочитано: 3214 раз(а)