МАТЕРИАЛЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Трансграничные экологические проблемы надо решать сообща

31 января 2012 г.

История с квотами на парниковые выбросы, которые ввел Евросоюз для иностранных авиакомпаний, и которая сейчас активно обсуждается, не так проста, как кажется. Напомню, Европейский суд в Люксембурге не нашел нарушений в законе, обязывающем авиакомпании из стран, не являющихся членами Евросоюза, покупать квоты на эмиссию парниковых газов от выхлопов двигателей их самолетов, осуществляющих полеты в страны ЕС. В результате этих решений, как считают в Евросоюзе, выбросы парниковых газов от лайнеров, пролетающих над Европой, сократятся уже в 2012 году на 3%. Казалось, экологи должны только радоваться. Однако, повторю, не всё так просто.

Решения по экологическим вопросам, многие из которых имеют трансграничный характер, должны быть такими, чтобы их нельзя было дискредитировать, усмотрев в них корыстный интерес. Не секрет, что зачастую экологические вопросы становятся инструментом для решения совсем других - политических, экономических или других - вопросов. Экология, вообще, очень чувствительная тема, и в ней лучше быть излишне, чем недостаточно щепетильным.

Вернемся к Директиве о европейской системе торговли квотами на выбросы CO2. С одной стороны, выбросы могут сократиться на 3%. Но с другой стороны, от торговли квотами Евросоюз надеется ежегодно получать до 2 млрд долларов. И здесь вопрос: с кого получать? С иностранных авиакомпаний. Подчеркну - только с иностранных. Европейских авиакомпаний это не касается. И это тоже накладывает на решение Евросоюза негативный оттенок, ведь европейские авиаперевозчики получают конкурентные преимущества. И - это принципиально важно - не за счёт собственных усилий, побуждаемые к этоу еврочиновниками, а за счёт изменения правил игры в их пользу со стороны государственных институтов.

А где иностранные компании изыщут эти миллиарды? Правильно, в карманах пассажиров. По подсчётам "Аэрофлота", уже в 2012 году за квоты придётся заплатить до 40 млн долларов, и это приведёт к удорожанию авиабилетов на 5-6 евро. Кстати, истцами в Европейском суде в Люксембурге были американские и канадские авиакомпании, которые тоже окажутся в числе "потерпевших".

То есть, получается, что авиапассажиры из России, США, Канады и других стран, авиакомпании которых осуществляют полёты над Европой, будут оплачивать улучшение экологической обстановки в Евросоюзе. Мне лично это не кажется справедливым. Это похоже на наши 90-е, когда братки ставили шлагбаум в проходном дворе и взимали "налог" со всех проезжающих через него. Или когда наши субъекты федерации возводили на своих административных границах таможенные барьеры. Но мы-то смогли преодолеть тот беспредел, а европейцы вот только-только к нему приближаются.

Конечно, ни один эколог не будет против того, чтобы сокращались выбросы парниковых газов в атмосферу. Однако надо понимать, что это - общая проблема всего человечества, и её нельзя решать отдельно и за счёт своих соседей по планете. Не мудрено, что Россия, вслед за США и Канадой, отказывается платить за квоты. Такого рода решения должны быть общими и приниматься согласованно. Бремя борьбы за нормальный климат на планете и за сохранение окружающей среды должны нести все развитые и развивающиеся страны. Поэтому решение Минтранса об отказе платить за квоты можно признать оправданным. Решение таких глобальных вопросов должно проходить в соответствующем формате. В данном случае это должен быть формат ICAO (Международная организация гражданской авиации).

Можно было бы, конечно, ввести контрмеры, то есть квоты для европейских авиакомпаний, летающих в Россию и через Россию (транссибирский коридор), но это было бы контрпродуктивно. Не время сейчас для такого рода экономических войн. Лучше принять общее согласованное решение, так как небо у нас одно на всех и в сокращении выбросов парниковых газов заинтересованы тоже мы все вместе.

Богдан Новорок,
член Общественной Палаты,
Заместитель председателя Общероссийской общественной организации
"Всероссийское общество охраны природы" (ВООП)

Источник: http://www.runature.ru/node/2664/